Для британских и японских школьников форма является предметом особой гордости, символом принадлежности к определенной группе людей. Но в большинстве стран мира она не является обязательным элементом школьников: нет ни соответствующих традиций, ни убедительных заявлений психологов или специалистов по педагогике о ее преимуществах.
В России некоторое время назад решили вернуться к советским традициям и вновь поставить вопрос о введении формы, и сегодня ее ношение предусматривается уставом многих школ по всей стране. Основное преимущество, которое называют сторонники этого решения – одинаковая одежда якобы стирает социальные различия, избавляет детей из более бедных семей от насмешек, что влияет не только на их самооценку, но и на успеваемость.
Какие еще преимущества можно извлечь из введения школьной формы?
- Если верить психологам, ношение качественного делового костюма, которым, по сути, и является школьная форма, воспитывает в ребенке определенный вкус, вырабатывает имидж успешности. С другой стороны, так ли хорошо прививать всем без исключения детям строго определенный шаблон успешного человека?
- Ношение формы вырабатывает дисциплинированность, организованность, сосредотачивает внимание ребенка на процессе обучения.
- Введение единой одежды приобщает детей к корпоративной этике, форма становится отличительным признаком учебного заведения.
- Важно ношение школьной формы для учеников младших классов. Для них возможность надеть строгий костюм становится атрибутом взрослости, символом перехода в новую жизнь.
- Форма снимает проблему внешнего вида учеников: никаких мини-юбок, выглядывающего из-за пояса брюк нижнего белья, чрезмерного декольте или футболок в стиле «панк-рок».
Тем не менее, не все так однозначно. Приведенные ниже причины объясняют, почему многие родители и психологи высказываются категорически против формы.
Минусы школьной формы
- Главный и важнейший недостаток введения единой формы в учебном заведении – подавление индивидуальности ребенка. Это не означает, что нужно позволять детям приходить на занятия с оголенным пупком или увешанными цепями, но одинаковая для всех одежда свидетельствует об «уравниловке» в воспитании и обучении, в то время как прогрессивные школы активно пропагандируют обособленный подход к каждому из учеников и раскрытие индивидуальных талантов.
- Конвенция ООН о правах ребенка гарантирует право на свободу самовыражения, в то время как строгое требование к ношению определенной одежды является одной из форм насилия над личностью. Подростки, как никто другой, нуждаются в уважении собственного мнения, если же этого уважения нет (что демонстрирует требование ношения формы) – резко повышается вероятность эпатажного, агрессивного поведения или появления замкнутости, суицидальных наклонностей.
- Представьте, что в течение более десяти лет изо дня в день вам придется носить одежду одинакового фасона и цвета. Конечно, будут меняться размеры, возможно, несколько иным будет крой, но в целом – годами ходить в одинаковых брюках и юбках. О какой привычке к деловому стилю может идти речь? Скорее, наоборот, чем больше лет ребенок будет проводить в одной и той же одежде, тем более будет усиливаться его отвращение к ней.
Введение как дресс-кода, так и школьной формы, не должно касаться только учеников. Именно учителя являются примером для детей, показывая, что уместно носить в школе, а что – нет.
Какова альтернатива?
На наш взгляд, наиболее правильным решением будет не введение единой школьной формы, а определение дресс-кода учебного заведения. Одежда для школы может быть различных, но неброских цветов. Вместо исключительно деловых костюмов допустимы джемперы, кардиганы, жилеты и даже футболки – в том случае, если на них нет кричащих принтов.
Среди плюсов такого решения можно отметить:
- Развитие чувства стиля без ущерба для свободы самовыражения.
- Стирание социальных границ с сохранением уважения к личности каждого ученика: спокойные расцветки и нейтральные фасоны не «выпячивают» стоимость одежды.
И, пожалуй, самое главное: школа не станет для ребенка синонимом скуки и уныния.