Школьная форма: за и против

Для британских и японских школьников форма является предметом особой гордости, символом принадлежности к определенной группе людей. Но в большинстве стран мира она не является обязательным элементом школьников: нет ни соответствующих традиций, ни убедительных заявлений психологов или специалистов по педагогике о ее преимуществах.

В России некоторое время назад решили вернуться к советским традициям и вновь поставить вопрос о введении формы, и сегодня ее ношение предусматривается уставом многих школ по всей стране. Основное преимущество, которое называют сторонники этого решения – одинаковая одежда якобы стирает социальные различия, избавляет детей из более бедных семей от насмешек, что влияет не только на их самооценку, но и на успеваемость.

Какие еще преимущества можно извлечь из введения школьной формы?


По мнению многих психологов, школьная форма негативно действует на восприятие учебного заведения/em>

  • Если верить психологам, ношение качественного делового костюма, которым, по сути, и является школьная форма, воспитывает в ребенке определенный вкус, вырабатывает имидж успешности. С другой стороны, так ли хорошо прививать всем без исключения детям строго определенный шаблон успешного человека?
  • Ношение формы вырабатывает дисциплинированность, организованность, сосредотачивает внимание ребенка на процессе обучения.
  • Введение единой одежды приобщает детей к корпоративной этике, форма становится отличительным признаком учебного заведения.
  • Важно ношение школьной формы для учеников младших классов. Для них возможность надеть строгий костюм становится атрибутом взрослости, символом перехода в новую жизнь.
  • Форма снимает проблему внешнего вида учеников: никаких мини-юбок, выглядывающего из-за пояса брюк нижнего белья, чрезмерного декольте или футболок в стиле «панк-рок».

Тем не менее, не все так однозначно. Приведенные ниже причины объясняют, почему многие родители и психологи высказываются категорически против формы.

Минусы школьной формы

  • Главный и важнейший недостаток введения единой формы в учебном заведении – подавление индивидуальности ребенка. Это не означает, что нужно позволять детям приходить на занятия с оголенным пупком или увешанными цепями, но одинаковая для всех одежда свидетельствует об «уравниловке» в воспитании и обучении, в то время как прогрессивные школы активно пропагандируют обособленный подход к каждому из учеников и раскрытие индивидуальных талантов.
  • Конвенция ООН о правах ребенка гарантирует право на свободу самовыражения, в то время как строгое требование к ношению определенной одежды является одной из форм насилия над личностью. Подростки, как никто другой, нуждаются в уважении собственного мнения, если же этого уважения нет (что демонстрирует требование ношения формы) – резко повышается вероятность эпатажного, агрессивного поведения или появления замкнутости, суицидальных наклонностей.
  • Представьте, что в течение более десяти лет изо дня в день вам придется носить одежду одинакового фасона и цвета. Конечно, будут меняться размеры, возможно, несколько иным будет крой, но в целом – годами ходить в одинаковых брюках и юбках. О какой привычке к деловому стилю может идти речь? Скорее, наоборот, чем больше лет ребенок будет проводить в одной и той же одежде, тем более будет усиливаться его отвращение к ней.
Введение как дресс-кода, так и школьной формы, не должно касаться только учеников. Именно учителя являются примером для детей, показывая, что уместно носить в школе, а что – нет.

Какова альтернатива?


Скромная и аккуратная одежда в едином стиле гораздо больше нравится детям, чем абсолютно одинаковая форма/em>

На наш взгляд, наиболее правильным решением будет не введение единой школьной формы, а определение дресс-кода учебного заведения. Одежда для школы может быть различных, но неброских цветов. Вместо исключительно деловых костюмов допустимы джемперы, кардиганы, жилеты и даже футболки – в том случае, если на них нет кричащих принтов.

Среди плюсов такого решения можно отметить:

  • Развитие чувства стиля без ущерба для свободы самовыражения.
  • Стирание социальных границ с сохранением уважения к личности каждого ученика: спокойные расцветки и нейтральные фасоны не «выпячивают» стоимость одежды.

     

И, пожалуй, самое главное: школа не станет для ребенка синонимом скуки и уныния. 

Дата публикации: 07.06.2014

назад